Рай


РайРай - в религиозном представлении: состояние блаженной жизни (бытия) в гармонии с Творцом и творением, не повреждённое злом, смертью и временем.
Включает в себя два понятия:
1) Эдем — состояние до познания добра и зла, прародина человечества. (например, «Рай в Ветхом завете»).
2) Рай, небеса — состояние после познания добра и зла, прохождения через смерть и конец мира. Часто противопоставляется аду. (например, «Царство Небесное»). В переносном смысле — совершенное состояние блаженства.
Представление о рае существует как в языческих традициях, так и в христианстве, исламе, многих школах буддизма, а также в трансгуманизме как концепция paradise engineering.1
В античной мифологии рай - Элизиум (страна блаженных), находится далеко на западе, в которой царит вечная весна. В Элизиуме без печали и забот проводят время выдающиеся герои древности, а также люди, которые вели праведный образ жизни.
Царствует в Элизиуме титан Кронос, а помогает ему брат Миноса Радамант.
Иногда Элизиум размещают в подземном царстве.
В германо-скандинавской мифологии существует свой рай - Вальгалла (Валгалла) — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.
Правит Валгаллой бог Один. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог.
Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к богине Фрейе.
По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок.
Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать.
Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Валгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.
В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом. Асы (высшие боги - прим. автора сайта) были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.1
Библейская энциклопедия географическое месторасположение Рая относит к Индии:«… в первые дни сотворения мира есть некоторые косвенные указания на Индию. Так, некоторые не без основания видят в названиях райских рек Геон и Фисон Индийские реки Инд и Ганг.»1
Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны имея доступ к Дереву жизни (Быт.3:22) и безгрешны.
В раю не все было открыто человеку и незнание было условием райской жизни. В результате вкушения плодов с Древа познания добра и зла, человек утерял вечную жизнь в совершенной природе, стал подвержен греху, времени, страданиям и смерти, утратил доступ к Дереву жизни.

Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Ангела — херувима с пламенным мечом (Быт.3:24).
РайCчитается, что в иудейском рае (Ган Эден) праведники наслаждаются божественным сиянием, изучением Торы, беседами с ангелами и вкушением манны небесной.
В исламе Рай считается вознаграждением человека, который верит в Единого Бога (Аллаха) и совершает благие деяния. В раю, согласно исламскому учению, мужчины-праведники будут жить со своими гуриями — черноокими, с прекрасными волосами девами, с которыми не был еще никто. Некоторые мусульманские богословы считают, что образ гурий в раю — это аллегория.
Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и будет лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах из яхонта, жемчуга и других камней гигантской величины (Коран, 18:31; Тирмизи, Джаннат 23, 2565). Прислуживать праведникам будут юноши в зелёных одеяниях с серебряными украшениями (Коран, 76:19-21; 56:17).
Говорится также о том, что обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56:19).
В раю не будет естественных испражнений — все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи (Муслим, Джаннат 18, 3835; Абу Дауд, Суннат, 23, 4741).
В целом ислам принимает раннебиблейское представление о Рае как о земном саде — Эдеме, где текут реки и растут всевозможные растения (Коран, 98:8). В частности есть упоминание о четырёх реках: из воды, молока, вина и мёда (Коран, 47:15), что соответствует библейскому представлению о четырех реках земного райского сада Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекиль и Евфрат (Быт. 2:10-14)
В Исламе упоминается, что человек не может познать или представить истинную сущность Рая. Как сказано в хадисе: Всевышний Аллах сказал: «Я приготовил для Моих праведных служителей то, что не видел еще ни один глаз, и не слышало ни одно ухо, и не чуяло ни одно сердце».1
Христианский Эдем тоже предлагает праведникам только духовные наслаждения, и о нем тоже нет сколько-нибудь подробных сведений.
В Библии «раем» (paradeisos) называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом.
Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом».
Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет; И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой…
И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию…
Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6, 10, 22-24, 27).
Это самое раннее в христианской литературе описание рая.4
Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.):
«Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: «что это?.. как я очутился здесь?..»
Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским.
Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание…
РайНевозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество…
Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими…
После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал.
Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога…
(Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи.
Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости»4
Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение.
Говорится также о «многих обителях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, – говорит святитель Василий Великий, – потому что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41).
И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем».
В райских землях мусульман (ал-Джанна) и буддистов (Западный рай) все устроено совсем просто и привычно. Обитателям мусульманского рая доступны почти все земные удовольствия, кроме алкоголя, а буддистам дозволено вообще все, но только в умеренных дозах.
Как ни парадоксально, менее всего люди знают, как выглядит рай. Тот образ рая, который создал Данте в «Божественной комедии» (см. схему ниже), для христиан не более чем художественная версия, построенная на основе отрывочных свидетельств, по большей части не христианских, а античных. Не является твердым и последовательным даже представление о том, что рай размещается где-то в небесных сферах.

рай

Например, в библейском сказании об Адаме и Еве, почитаемом и христианами, и иудеями, и мусульманами, рай предстает хоть и волшебно роскошным, но все же земным уголком. Поэтому наши дальние предки склонились к мнению, что часть рая располагается все-таки на Земле. Это, так сказать, «приемное отделение», откуда потом души праведников переправляются на небеса.
Координаты этого райского уголка, известного в разных религиях под названиями Эдем, Ган Эден, ал-Джанна и Западный рай, всегда интересовали пытливых людей. Его искали по всему земному шару: в Центральной Азии, в Африке, на северо-западных островах Европы и даже на Южном полюсе.
Буддистский Западный рай тоже размещался на Земле. У тибетских буддистов он известен под названием Шамбала. По версии профессора Льва Гумилева (1912-1992 гг.). столица этой волшебной страны находилась в двухстах километрах к юго-востоку от места, указанного Моисеем. Источником этих сказаний могли быть либо образы Ветхого Завета, перенесенные на восток еретиками-несторианами (V век), либо, как предполагают некоторые археологи, прямые заимствования от шумеров (первое тысячелетие до н. э.).3
Более всех преуспели в поисках рая те, кто воспользовался подсказкой библейского пророка Моисея, который утверждал, что Эдем находился к востоку от Палестины по течению четырех рек: Тигра, Евфрата, Фисона и Геона.
РайПо версии историков, предание о земном рае иудеи наследовали от шумеров - народа, создавшего 5000 лет назад первую земледельческую цивилизацию в междуречье Тигра и Евфрата. Основой мифа послужила экологическая катастрофа, в результате которой воды Персидского залива затопили цветущий оазис на юге Месопотамии.
Таким образом, сейчас «исторический» рай покоится на дне Персидского залива, в территориальных водах Кувейта.3
Глубокий интерес к местоположению рая удивительно контрастирует с робостью человеческих попыток понять внутреннюю организацию этого волшебного мира. Наши представления о райской жизни столь бедны и абстрактны, что их можно описать в нескольких строках.2
«Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом.
Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «чертогами»; все описания рая – лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит ум.»4



Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Котов П. «Загробный мир: инстукция по применению»
3. материалы журнала «Идея Х» №1-2 2009 год
4. Митрополит Иларион (Алфеев), «Блаженство души, соединяющейся со Христом»




Просмотров: 4479